Искусство Ярославля XIII века в настоящее время представлено шестью иконами. Все они - прекрасной сохранности и выдающегося художественного уровня, хотя и были созданы в разные исторические эпохи. "Богоматерь Оранта" и "Спас Вседержитель" - шедевры домонгольской иконописи начала XIII века. Следует отметить, что всего в мире насчитывается только 25 икон домонгольского периода, т.е. XI - начала XIII века. Иконы "Богоматерь Умиление тронная" и "Архангел Михаил" созданы в конце XIII века, в эпоху монголо-татарского ига. Иконы XIII в. создавались по заказу князей иконописцами княжеской мастерской.

Феодальные усобицы и частые набеги золотоордынцев не способствовали ни созданию, ни сохранению памятников ярославской иконописи XIV века. Тем не менее, часть из них дошла до нашего времени. Их созданию, видимо, способствовала политическая и культурная стабилизация, наступившая после победы русского войска на Куликовом поле в 1380 году. Ярославская, Мологская и Курбская дружины участвовали в Куликовской битве.

Дошедшие до нас иконы XV века показывают, что в искусстве Ярославля происходили процессы, общие для всей русской культуры. XV век - время сложения и развития высокого многоярусного иконостаса - специфической русской формы декора православного храма.

В связи с большим пожаром Ярославля 1501 года, московские мастера отстроили новые каменные храмы и создали их монументальные росписи. Иконы Ярославля начала XVI века - также написаны московскими мастерами. А вот живопись Ярославля середины - второй половины XVI века ярко отразила местные самобытные черты и демократические вкусы заказчиков - горожан.

XVII век - золотой век в культуре Ярославля. Многие шедевры русского искусства этого столетия были созданы именно здесь. Самым необычным было то, что на заключительном этапе развития русской средневековой культуры Ярославль как бы подвел итог многовековой ее истории, создав свою школу иконописи.

XVIII век в русской истории знаменовал начало нового времени. Вместе с реформами социально-политическими, значительные изменения произошли и в культуре. Церковное религиозное искусство перестало быть единственным и определяющим русский художественный процесс. Быстро и неуклонно религиозная культура была вытеснена культурой светской. Церковная архитектура стала испытывать сильное влияние стилей гражданского зодчества (барокко, классицизм).

В XIX столетии иконопись становится массовым видом художественной продукции. В крупных городах и небольших селах существовали иконописные мастерские, которые выполняли иконы как для храмов, так и, в большей части, для конкретных заказчиков.

XX век - самый тяжелый и драматичный в истории религиозного искусства. Начало XX в. было ознаменовано успехами реставрации, в связи с чем многие древние иконы обрели свой первоначальный облик. Это вызвало большой интерес к иконописи как в среде ученых, так и у широких масс любителей искусства. Однако с конца 20-х и до конца 80-х гг. XX в. и сама религия и искусство, с ней связанное, были официально объявлены идеологическими врагами нового строя. Художники-живописцы вынуждены были переквалифицироваться и развивать, в частности, лаковую миниатюру. Однако многие древние памятники были сохранены в музеях, где они изучались и реставрировались.

 

Спас ВседержительЯрославль. Конец XVII в.

Икона Спаса Вседержителя находилась в местном ряду иконостаса церкви Феодоровской Богоматери города Ярославля, справа от царских врат и была особо почитаема. Искусствоведы обращают внимание на особую величественность и монументальность образа Спасителя, а техника черновой разделки по золоту, в которой выполнено украшение трона Христа называется шедевром орнаментального искусства. Известно имя иконописца, написавшего эту икону: Гурий Никитин из Костромы.

Размер иконы 127x180.

НАЗАД     НА  ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz