В XVII веке Ярославль, находясь
на пересечении нескольких важных торговых путей, был одним из важных
пунктов внутренней и внешней торговли. Немецкие и голландские серебряные
изделия бытовали в Ярославле наряду с местными в светском и церковном
обиходе. Выгодное географическое положение, а также обилие местных
продуктов открывало большие возможности для торговли. Все это в сочетании
с почти полной невозможностью заниматься земледелием привело к росту в
Ярославле числа ремеслеников самых различных специальностей, среди которых
значительный процент составляли серебреники.
Ярославль – один из самых
ярких центров серебряного дела XVII века: изделиям ярославльских мастеров
присущи особые формы и декоративные элементы, которые сразу выделяют их из
всей массы серебряных изделий этого столетия. В чеканном орнаменте работы ярославльских серебряников много
общего с пышной деревянной резьбой соборов: орнамент густым ковром
покрывает всю поверхность предмета, в нем с трудом угадывается рисунок –
крупные цветы с изогнутыми в разные стороны лепестками, пышные листья,
фантастические и реальные растения и животные. Ярославльские мастера были не только превосходными чеканщиками, но и тонкими резчиками по серебру, со своеобразной манерой легкой, линейной резьбы, тоже густо покрывающей весь предмет. Фигуры людей и животных вплетались в орнамент. Одновременное применение в декоре одного предмета совершенно разнородных техник – рельефной чеканки и линейно-контурной легкой резьбы – характерно для серебряников Ярославля. Изогнутые стебли с трилистниками на конце нередки для ярославльской басмы. Часто мастера применяли особый прием проработки басмы: весь рисунок по контуру с лицевой стороны прорабатывался с помощью канфарения точечным рисунком. Благодаря такому приему орнамент четко выступает на гладком фоне. Особенной пышностью и густотой чеканки отличается ярославльская серебряная утварь последней четверти XVII века: в орнамент вводятся даже объемные чеканные фигуры и детали. Резные надписи на серебряных ярославльских изделиях, в отличие от сложной вязи букв надписей на московских изделиях XVII века, состоят из свободно расположенных букв, округлых и затейливых. Надписи вписаны в круги, ромбы и полосы, которые вплетены в общий орнамент изделия. Для ярославльской серебряной утвари XVII века характерны особые формы:
устойчивые кадила, с шарообразным туловом с чеканными «ложками» и
луковичной главкой, увенчанной крестом с трехлопастныи концами; потиры с
причудливым силуэтом (небольшая чаша, как у цветка, отделенная яблоком от
пирамидальной ножки), который не встречается в других центрах русского
ювелирного искусства. Ярославль сохранял значение крупного торгового центра до основания Петербурга. Конец расцвета самобытного художественного ремесла Ярославля совпадает с утратой им торговых позиций. В XVIII веке ярославльские мастера продолжают заниматься серебряным делом, но работы этого времени, хотя и мало чем отличаются от изделий XVII века утрачивают до некоторой степени свою свежесть и своеобразие. Старые традиции более стойко удерживаются в предметах культа, а в предметы быта в XVIII веке начинают проникать европейские стили. В это время в изделиях ярославльских мастеров более отчетливо начинают выступать и индивидуальные особенности, почти неуловимые в XVII веке. Изделия XIX века не дают ничего нового и оригинального в отношении форм и декора, но в то же время свидетельствуют о том, что чеканное мастерство в Ярославле продолжало находиться на высоком уровне. По данным Яославльской ремесленной управы, окружной Пробирной палаты, городового магистрата и канцелярии, число ярославльских серебряников во второй половине XVIII-XIX вв. значительно сократилось по сравнению с XVII веком. В 1830-40-е гг. большинство серебряников Ярославля изготовляло предметы церковного убранства и бытовую утварь. Несмотря на наличие хороших чеканщиков в Ярославле, крупные заказы выполнялись в XIX веке преимущественно в Москве – отчасти этим и объясняется упадок производства в Ярославле. |
|
|
Серебряный потир. Ярославль, вторая половина XVII в. | Серебряный потир. Ярославль, 1697 г. |