Над вечным покоем
1894
xолст, масло
150 х 206 cм
Государственная Третьяковская галерея. Москва
Мастер лирического пейзажа, Левитан стремился к глубокому философствованию, ставя вопросы о смысле человеческого существования, о судьбе и месте человека в мире. В основе картины «Над вечным покоем» – натурный вид озера Удомля под Вышним Волочком в Тверской губернии. Однако она не воспринимается как изображение определенной местности. Слишком силен здесь момент обобщенности, картина природы имеет символический многозначный характер. Открытый всем ветрам маленький островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплится огонек, со всех сторон окружен водой и небом. Левитан ушел от реалистичности. Монументальный живописный образ, созданный художником, рождает мысли о жизни и смерти, о малости, ничтожности человека и его бренной судьбе перед лицом извечной величественной природы. Левитан писал Третьякову о картине: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием».