.. любовь к природе, требовательность к себе и
исключительная зрительная память - таковы характерные черты Левитана,
как художника. ... Левитан остался в моей памяти как художник,
неразрывно связанный с русской национальной школой пейзажа, как
художник, глубоко любящий родную природу, без устали ее изучающий и с
большим мастерством воплощающий эту природу в своих работах.
Бакшеев В.Н. |
|||||
Левитан показал нам то скромное и
сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его
очарование.
Нестеров М.В.
|
|||||
Левитан понял, как никто, нежную, прозрачную
прелесть русской природы, ее грустное очарование... Живопись его,
производящая впечатление такой простоты и естественности, по существу,
необычайно изощренна. Но эта изощренность не была плодом каких-то
упорных усилий, и не было в ней никакой надуманности. Его изощренность
возникла сама собой - просто так он был рожден. До каких "чертиков"
виртуозности дошел он в своих последних вещах!.. Его околицы, пристани,
монастыри на закате, трогательные по настроению, написаны с удивительным
мастерством.
Головин А.Я.
|
|||||
Левитан любил природу как-то особенно. Это
была даже и не любовь, а какая-то влюбленность... Любил ли Левитан свое
искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он любил
что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство.
Он любил его как-то трепетно и трогательно. Искусство было для него
чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да, хотя это и не
мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть недовольным
собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь, верил,
что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно
казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в
его душе.
Чехова М.П.
|
|||||
Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему
всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился...
Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть
слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не
приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.
Юон К.Ф.
|
|||||
Картины Левитана - это его задушевные песни, изображенные красками на
полотне.
Симов В.А
|
|||||
Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню",
серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет
невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да
смотрел. До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых
дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него, да не знаю,
дойдет ли кто и после.
Чехов А.П
|
|||||
Природа живет не только внутренней, но и внешней стороной, и схватить
эту жизнь во внешности может только художник. Левитан кроме
привлекательной внешности в колорите схватывает и глубокие поэтические
мотивы, поэтому, как художник, он выше и глубже Серова.
Киселев А.А
|
|||||
Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым,
задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко
поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить... большое
чувство и поэзию в искусстве... Я понял, что не нужно копировать
предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более
эффектными, - это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее
всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь
сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в
жесте - как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений
надлежащие выводы для моей собственной работы в театре.
Шаляпин Ф.И.
|
|||||
Левитан, вдумчивый по природе, ищущий не только внешней "похожести", но
и глубокого скрытого смысла, так называемых "тайн природы", ее души…
Глаз у него был верный, рисунок точный. Левитан был - "реалист" в
глубоком, непреходящем значении этого слова: реалист не только формы,
цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего внешнего взгляда. Он
владел, быть может, тем, чем владели большие поэты, художники времен
Возрождения, да и наши - Иванов, Суриков и еще весьма немногие.
Нестеров М.В.
|
|||||
Особенно большая заслуга Левитана в том, что он, бывая за границей, не
поддался влиянию ни одного из современных тогда, весьма разнообразных и
модных течений в европейском искусстве. Все эти влияния Запада не
отразились на его творчестве; он до конца своей жизни сохранил свое лицо
художника, свою сущность и навсегда остался верным своей родине. Через
всю свою жизнь он пронес в своем сердце любовь к русскому пейзажу, к его
родным красотам.
Бялыницкий-Бируля В.К.
|
|||||
Передо мной целый ряд новых, начатых или полуоконченных чудных работ!..
Целый ряд блестящих затей, новых художественных замыслов, новых мотивов,
в которых еще с большей силой и прелестью развертывается его дивный дар
- так поэтично передавать русскую природу. Целый ряд новых, широко и
красиво начатых пейзажей-песен, с присущей ему чарующей прелестью, с
особенным, ему лишь свойственным настроением и тонкой музыкой-словом, со
всеми теми свойствами его тонкой художественности личности, которые на
обычном языке у нас выражаются одним словом - по - "левитановски".
Пастернак Л.О.
|
|||||
Левитан - это художник, который так ясно, таким чистым, таким
пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что
противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в
литературе. И трудно даже встретить зрителей, которые, подходя к его
произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не
подпадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность
Левитана в русскую природу, не подпадут под обаяние его редчайшей
способности передавать все оттенки, все особенности характерных
признаков и черт природы средней полосы России.
Иогансон Б.В
|
|||||
Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в
колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника
тончайшим "слухом живописи" позволяла ему в большей степени, чем его
сверстникам, передавать тончайшие состояния природы. Его художественная
скрипка пропела нам о незабываемых красотах скромной русской природы.
Иогансон Б.В
|
|||||
Как мало ценят - как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно.
Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое
свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать. Да, рано, рано
умер Левитан.
Чехов А.П.
|
|||||
Левитан - истина, то, что нужно, то, что именно любишь, то, что дороже
всего на свете.
Бенуа А.Н
|
|||||
Картина, это что такое? Это кусок природы, профильтрованный через
темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место.
Левитан И.И. ( Из воспоминаний П.И. Петровичева )
|
|||||
Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту
окружающего, подмечать сокровенную тайну... и не уметь, сознавая свое
бессилие, выразить эти большие ощущения.
Левитан И.И
|
|||||
Видишь телегу - рисуй телегу, видишь корову, рисуй так, как видишь,
старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у
тебя при виде той или другой картины природы.
Левитан И.И
|
|||||
Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов; в большом этюде больше
вранья, а в маленьком совсем мало, и если вы по-настоящему, серьезно
почувствуете, что вы видели, когда писали этюд, то и на картине
отобразится правильное и полное впечатление виденного.
Левитан И.И.
|
|||||
Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными
средствами. Не увлекайтесь мелочами и деталями, ищите общий тон. Пишите
по-русски, как видите. Зачем подражать чужому, ищите свое.
Левитан И.И.
|
|||||
Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от
случайностей.
Левитан И.И.
|
|||||
Окончить картину иногда очень трудно. Иногда боишься испортить одним
мазком. Вот и стоят они, "дозревают", повернутые к стене. Нужно работать
быстро, но не спешить заканчивать. Чтобы закончить, иногда нужно два-три
мазка, а вот каких, не сразу решишь.
Левитан И.И.
|
|||||
Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в
чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять
те подробности, без которых теряется выразительность, а она является
главным в искусстве.
Левитан И.И
|
|||||
Посмотрите, как интересно, главное, ново. Нужно внимательно следить за
жизнью искусства, чтобы не повторять много раз писанного. Новая тема,
новый сюжет это уже нечто. Напишите по-иному, чем все пишут, и ваше
место в жизни искусства обеспечено. Многие в поисках новых тем едут
далеко и ничего не находят. Ищите около себя, но внимательно, и вы
обязательно найдете и новое и интересное.
Левитан И.И
|
|||||
...Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну,
словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так
природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я
это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что
даже и назвать нельзя так как оно не поддается разуму, анализу, а
постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник.
Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором - пускай! Они
- благоразумие... Но это мое прозрение для меня источник глубоких
страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную
красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всем и
не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти большие ощущения...
Левитан И.И
|
|||||
Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает
все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть
настоящий пейзажист.
Левитан И.И
|
|||||
Вот это идеал пейзажиста - изощрить свою психику до того, чтобы слышать
"трав прозябанье". Какое это великое счастье!
Левитан И.И.
|