В деревне. Баба с лошадью
Дата создания: 1898г.
Автор: Серов В.А.
Материал, техника: холст, масло
Серов великолепно знал деревенскую Россию. Он умел чутко и
тактично передавать красоту крестьянской жизни в ее повседневных
заботах и привычно неприхотливый обиход трудового крестьянского
люда. Особенно он любил деревню к северу от Москвы с незатейливыми
двускатными крышами ее деревянных строений, едва-едва привставших
над однообразной и скудной равнинной далью, под небом, хмурым и
тоскливым осенью или же, напротив, сверкающим снегом и солнцем в
погожий зимний день.
Сперва Абрамцево с царившим там культом народного искусства,
затем — шестнадцати километрах от Твери — небольшой "кусочек
земли" Домотканово, где Серов любил подолгу жить всей семьей у
гостеприимных друзей, и, наконец, глубокие и разнообразные
впечатления, вынесенные в 1891 году из длительной поездки
совместно с К. Коровиным во Владимирскую губернию, где оба
художника, поселившись в крестьянской избе, много работали с
натуры, — вот что питало вдохновение Серова, поэта русской
деревни.
Серов воспринимал деревню, как трезвый реалист, без всякой
чуждой его натуре умиленности, без какого-либо тяготения к "прихорашиваний?"
ее природы или подчеркиванию убогости ее быта. И все же какая-то
особенная, трогательная нежность и сердечность ощущается в
трактовке Серовым деревенской природы и крестьянской жизни, в
самом его отношении к теме, которая с ранних передвижнических
времен была в центре внимания наших передовых художников. Эта
задушевная нота, вообще говоря, не свойственная "объективному", а
порой и беспощадному искусству Серова, отчетливо звучит в таких
его произведениях, посвященных деревне, как лирический, полный
тончайших наблюдений природы "Октябрь" (1895), как "Серый день"
(1897), "Зимой" (1898), "Баба в телеге" (1899), "Полосканье
белья" (1901), "Стригуны на водопое" (1904) и особенно
проникновенно в известной пастели "Баба с лошадью".
В центре картины здоровая, веселая, задорно улыбающаяся,
раскрасневшаяся от мороза и тем особенно привлекательная молодая
русская женщина, придерживающая за уздечку обросшую, со спадающей
на глаза лохматой гривой, но такую бесконечно милую лошадку,
которая живет, должно быть, в холодном стойле, но не боится
никаких расстояний, никаких тягот "извоза".
Картина писалась в сильный мороз, масляные краски застывали от
холода, но Серов не мог устоять перед захватившим его сюжетом, и,
отложив краски, стал писать пастелью. Хотелось, по словам самого
художника, передать ни с чем не сравнимое, радостное, заставляющее
кровь сильнее струиться по жилам, ощущение русского мороза в
деревне, когда разгоряченные холодом женские щеки пылают алым
румянцем, а, похожая своей взлохмаченностью на голову домового,
милая сонная лошадиная голова так доверчиво, породному, жмется к
груди хозяйки.
Если в
"Девочке с персиками"
Серов с непревзойденным мастерством передал свежесть летнего дня,
то в "Бабе с лошадью" ему удалось запечатлеть с той же свежестью
обаяние русской деревенской зимы.
В центре обеих картин типы национальной красоты: в одной —
девочка-подросток, в другой — молодая женщина, но и тут и там
выражены покоряющие черты чисто русской привлекательности, те
черты, которые уловить и воссоздать на полотне мог только большой
русский художник.
"Во время работы над этой картиной, — рассказывал Серов И. Э.
Грабарю и Д. И. Кардовскому, — собрались вокруг крестьяне.
По первым же штрихам пастельных карандашей узнавали, что они
обозначают: "Гляди — нос, глаз, губы, зубы, платок!" Угадывали все
сразу, не так, как "образованные", обыкновенно по началу ничего не
разбирающие.
Крестьяне внимательно следили за ходом работы, удивлялись, как
это все само выходит и до чего хорошо и просто. Когда картина была
окончена, один не выдержал и заявил:
— Кажись, сам бы вот взял карандашик и сделал, до того дело
словно простое".
Чуткость, неиспорченность глаз и точность восприятия Серова
всегда высоко ценил в народе. Он признавался, что успех у крестьян
был ему приятнее похвал иных присяжных критиков.
Сквозь долгий ряд десятилетий легкая серовская пастель доносит
до нас скромную правду деревенского быта и деревенской природы в
морозном сверкании студеной русской зимы.
Замечательные полотна.
Л., 1966. С.366
|
|