Первая картина Васильева, которую я увидела, было полотно «Мокрый луг». Мне она сразу понравилась. Тогда я ещё не знала историю её создания, но явственно чувствовала ощущение грусти, тоски, которое присутствует в картине. Вскоре я узнала, что художник создал её во время пребывания в Крыме. Что он страстно любил русскую природу, скучал о ней, но не мог покинуть юг из-за тяжёлой болезни. И тогда, используя старые зарисовки и свою память, Васильев создал «Мокрый луг». На первый взгляд эта картина очень простая: мокрый после дождя луг, небо в тучах, да деревца вдалеке. Но сколько чувств, выразительности и глубины в этой картине. В ней – вся русская природа. По особенному красивая и скромная, часто грустная и немного застенчивая. И в ней же, как мне кажется, сущность Васильева, как художника. «Мокрый луг» - произведение большого мастера, но такую лиричную, неповторимо прекрасную картину мог создать только тот человек, который искренне и глубоко любил родную природу, и, несмотря на все трудности, смог сохранить это чувство в своей душе. Именно таким человеком и был Федор Александрович. Он обладал прекрасной памятью, любознательностью и трудолюбием. Работал много и упорно. Многого и достиг. Уже в семнадцать лет он имел право называть себя пейзажистом. Но, не смотря на большое количество работы, всё, что он делал, он делал с чувством, со страстью. «Механически» он рисовать не мог. Потому, быть может, у Васильева нет ни одной работы, которую бы можно было назвать просто пейзажем, просто изображением местности. Природа на его полотне всегда является столь же живущим существом, как и человек. У него она всегда в предчувствии изменений. То это восход или закат, то состояние перед грозой или, наоборот, после дождя. Словом, она неспокойна. Васильев рано ушёл из жизни. Но его великие произведения оставили память о нём навсегда. Как и его современники, мы не перестаём восхищаться его творчеством. Оно - свидетельство огромного таланта художника и вечной силы человеческого духа. |