Картина "Вид на Волге. Барки" явилась результатом летней поездки Васильева на Волгу. В этом полотне в первый момент поражает масштаб неба, которому Васильев отдал больше половины холста. Затем внимание привлекают причаленные к берегу барки и группа бурлаков, отдыхающих возле костра. Однако мне кажется, что главное в этом полотне – не жанровый мотив, а именно, пейзаж. Ведь не случайно в названии "Вид на Волге. Барки" о бурлаках вообще не упоминается, в отличие от "Бурлаков на Волге" И. Репина. Васильев передал умиротворенность широких волжских просторов, наступившую после грозы, о которой напоминает только край оставшейся вверху тучи. Все световое решение полотна связано с небом. На фоне яркой синевы светлые облака как бы движутся из глубины, приобретая новые очертания. Поэтому освещенность пейзажа воспринимается также меняющейся на глазах. Этим определяется богатство живописи берега, барок и реки, принявшей отражение облаков, синевы неба и золотистых парусов. Очень тонко переданы все оттенки цвета: от серо-пепельного на переднем плане до золотисто-рыжего, оттеняющего великолепие живописи неба. Голубизна воды и неба контрастирует с золотистой гаммой барок и песка. Отражение в воде настолько четко передано художником, что становится непонятным, почему он оставил незаписаным светлый грунт. Возможно, в этом проявляется разнообразие технических приемов живописи Васильева. В пейзаж деликатно вписана жанровая сцена с бурлаками, которая позволяет осмыслить и живо представить все происходящее. В ее группировке Васильев достиг непринужденной свободы и спокойствия. Введя в пейзаж бытовой мотив, художник стремился передать слитность человека с природой. Сизоватый дымок от костра и висящий на треножнике котелок напоминают о близости часа обеда. И хотя Васильев и Репин – оба используют в своих полотнах бурлацкую тему, она получает в их картинах разную трактовку. Если Репин стремился сосредоточить внимание на характерной выразительности фигур, то Васильев предложил пейзажное решение этого мотива. Главным стимулом его творчества было создание пейзажа, духовно возвышающего человека. |
||||