Он открыл нам небо
Федор
Васильев ворвался в живопись, как освежающая гроза - один из любимых его
мотивов. Очень уж нравилось ему то, чем возмущался его любимый писатель Гоголь,
- пресловутое российское бездорожье: Богом забытые проселки, ухабы, овраги,
лесные дебри, в землю вросшие деревеньки.
Даже в Крыму среди ярких красот южной природы умирающему Васильеву грезилось
родное захолустье - огромные пространства, размытые дождями или тонущие в снегу
под необъятным небом. "Неужели опять не удастся мне подышать этим привольем,
этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?" Эти его грезы
вот уже полтора века живут в знаменитых картинах "Мокрый луг", "Болото в лесу.
Осень", "Заброшенная мельница"и
Зимой 1871 года на московской выставке Общества поощрения художников встретились
"Грачи прилетели" Саврасова и васильевская "Оттепель". Васильев (прикованный
болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: "Тут и Боголюбов, и Клодт, и
Шишкин, нои душа только в ''Грачах''". До Васильева и Саврасова русские
пейзажисты изображали итальянские и швейцарские виды - родные места почитались
серостью, недостойной воплощения. Влюбившись именно в эту прекрасную "серость",
две чутких души - Саврасов в Москве, Васильев в Петербурге - живописали русскую
природу, зная друг друга только по картинам.
Мещанин по крови - граф по духу В документах маленького питерского чиновника
Александра Васильевича Васильева двое его старших детей - Евгения и Федор -
вообще не означены. Отец обзавелся ими еще вне брака, невенчанным. "Федор остро
переживал свое ''странное'' положение, но (мещанин по происхождению) держал себя
и всюду так, что не знающие его полагали, что он по крайней мере граф по крови",
- свидетельствует художник Иван Крамской.
Сравнение с "графом", возможно, связано и с таинственным покровительством
начинающему, но многообещающему дарованию графа Павла Сергеевича Строганова.
Известный меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке
Общества поощрения художников,
с тех пор не оставлял юношу своим вниманием. И, что важнее всего для пейзажиста,
приглашал погостить в своих обширных имениях. В этих живописнейших строгановских
усадьбах - в Знаменском на Тамбовщине, в Хотени на Харьковщине -
девятнадцатилетный Федор Васильев впервые вдохнул воздух свободы от давящего
быта и ненавистных житейских мелочей. Из его дневников узнаем, как по утрам, на
любимом рассвете, выходил с этюдником, "чтобы на весь день самозабвенно утонуть
в лесных зарослях или степных травах, в море ржи, среди огромных, как чащи
лесные, садов, где тополи своими верхушками теряются в небе".
В гостях у Строганова исключительно восприимчивый Федор приобрел подлинный
светский лоск и казавшуюся врожденной горделивую осанку, так удивлявшие в нем
Крамского. С Шишкиным на Валааме
Десяти лет Федор, чуть не с пеленок полюбивший срисовывать картинки из журналов,
начал писать маслом. Бесплатно учился в гимназии - за удивительно звонкий и
чистый детский голос, выделявшийся в местном церковном хоре. В каникулы
подрабатывал - носил почтальонскую сумку за рубль в месяц. С тринадцати лет
нанялся помощником писца в Адмиралтействе за три рубля. А в пятнадцать на его
отроческие еще плечи после смерти отца легла забота об овдовевшей матери,
сестре-невесте и двух младших братишках.
Бросив занудную писцовскую должность, подросток определяется в ученики к
реставратору Академии художеств Петру Соколову. Это давало и хлеб, и серьезное
приобщение к самой "кухне" художнического ремесла. Вечерами неутомимый Федор
посещает Рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Петербург в его
первых картинах предстает не официальной столицей, а романтически призрачным
городом. Но стремительно растущему художнику уже тесно в каменной клетке столицы.
Помощь в жизненно важном "прорыве" пришла совсем неожиданно. Знаменитый художник
Шишкин влюбился в сестру Федора красавицу Евгению, а заодно проникся симпатией к
обаянию и таланту брата. Летом 1867 года Иван Иванович и Федор вдвоем
отправились осваивать для искусства русский Север. В Третьяковке я обнаружила
две картины, на которых оба написали старое кладбище за церковной оградой
Валаамского монастыря. Только у Васильева в этом благодатном месте смиренно
беседуют фигуры белого мирянина и черного монаха, а у Шишкина на сочной траве в
элегантном летнем костюме раскинулся сам Федор Васильев. Вряд ли добрейший Иван
Иванович тогда предполагал, что уже завтра Федор станет серьезнейшим его
соперником.
С Репиным на Волге
Недавний ученик Крамского, но уже выходивший в мэтры 26-летний Илья Репин,
общительный, экспансивный, эмоциональный, отреагировал на 19-летнего Федора
Васильева совершенно восторженно. "Такую живую поэтическую натуру при прекрасном
сложении имел разве что Пушкин!" - воскликнул он. И тут же предложил Федору
вместе "рвануть" на Волгу. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а
творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, как раз
напротив Жигулей. Думается, здесь и приохотился Васильев к изображению огромных
пространств неба, воды и земли.
В те дни "гениальный мальчик" (так называли юного Васильева все известные в то
время художники), казалось, вовсе не ведал ни равнодушия, ни усталости. Репин
рассказывал, как после очередного утомительного похода, когда предельно усталый
он валился в свинцовый сон, Федор целую ночь "с неуменьшающейся страстью скрипел
карандашиком", закрепляя в альбоме массу дневных впечатлений.
С этим волжским альбомом и явился Федор Васильев на очередной "четверг" Артели
художников, к вождю и идеологу передвижников Ивану Крамскому.
"Вы часть меняи"
Будучи на 12 лет старше Васильева, Иван Николаевич, как подлинный
художник-психолог, обнаружил в нем особенную чистоту и свежесть чувства,
меткость суждений и беспримерную откровенность, которая раскрывала душу и самого
обычно замкнутого Крамского. И в живописи он почитал Федора за "музыканта и
поэта", сравнивая его с "музыкальным инструментом, который изумляет слух".
Если живопись Шишкина под воздействием Федора стала свободней и мягче, а Репин
благодаря ему нашел своих "Бурлаков", то влияние Васильева на Крамского
оказалось поистине всесторонним. Это видно из собственных его признаний: "Жизнь
моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы
я не встретился с Вамии Вы точно часть меня самого и часть очень дорогая. Ваша
жизнь - отзывается в моей".
На что благодарный Васильев откликается насмешливо, по-мальчишески, но также с
любовью: "А я Вас люблю так, как мой дед любит огуречный рассол, еще хуже!.. Нас
с Вами сам черт веревочкой связал". В адресе на конверте именует Ивана
Николаевича "Генералом оти Кувырк-коллегии".
Только серьезно заболев, Федор утрачивает свое чарующее легкомыслие. Зато еще
ярче вспыхивает его художническое ясновидение. В Ялте он не однажды испытывает
по ночам творческие "галлюцинации": например, увидел наяву картину "Христос в
пустыне", которую Крамской в эти дни только начинал писать.
"Гуляка праздный"
Зимой 1870 года Федор Васильев в числе 23 будущих передвижников участвует в
составлении Устава первого свободного творческого объединения, выросшего из
Артели Крамского, готовится к первой выставке Товарищества передвижников, что,
впрочем, ничуть не мешает неисправимому озорнику в письмах острить и по этому
поводу, именуя себя "Отставным чтецом Общества Вольных шалопаев".
И вправду, своим шалопайством Васильев немало тревожит своих многочисленных
доброжелателей. Деньги за картины, и подчас немалые, вылетают у него сразу при
получении: на дорогие игрушки и лакомства для братишек и матери, моднейшие
костюмы, шикарные шляпы, перчатки и галстукии Великий князь Александр
Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор
прогремевшей на всю страну картины "Оттепель" и тут же определил ее в Аничков
дворец. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального
бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован
и признан. Корреспондент британской газеты "Морнинг пост", отметив
в картине "присутствие самого высокого таланта", завершил свой опус в высшей
степени приветливо: "Мы желали бы, чтобы мастер Васильев сам приехал в Лондон и
написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели".
Ободренный успехами, Федор, словно играючи, обретает весьма широкие знакомства.
Появляется в высшем свете и одновременно ныряет с головой в разгул столичной
богемы.
Беда
Несчастье налетело внезапно. Как-то зимой, разгоряченный катанием на коньках,
Федор, черпая горстями, наелся снега из ближайшего сугроба. И, поскольку мало
берегся, легкая поначалу простуда переросла в серьезное заболевание горла и
легких. Доктора советовали срочно переехать из питерской вечной сырости в более
здоровый и теплый климат.
В мае он едет в давно полюбившееся имение Строганова Хотень. Условился в этих
благодатных местах до лета подождать Крамского, чтобы вместе походить на этюды.
Но и климат Харьковщины не излечил прогрессирующего недуга, пришлось ехать
дальше на юг, в Ялту, не дождавшись друга.
"Тоскую по России и не верю Крыму", - пишет он Крамскому в Питер и жалуется, что
его вконец одолели мухи, жара и любители искусств из великокняжеской, а то и
царской среды. "Был даже со свитой господин Айвазовский". Знаменитый маринист,
узрев первые попытки Васильева воплотить в живописи море, рекомендовал дебютанту
собственные проверенные рецепты наведения лоска и блеска на марины. Но пафос
эффектной красивости совершенно чужд упрямцу Васильеву.
Павел Михайлович Третьяков иногда присылает деньги из Москвы, но только в счет
будущих картин. И все равно денег уже в обрез, потому что вскоре при художнике
поселились мать и любимый братишка Роман, которого Федор, почти самоучка во всем,
мечтает сделать серьезно образованным человеком.
В придачу заботливые врачи месяцами запрещают ему, с детства любившему
бродяжничать, не только выходить из дому, но даже переходить из одной комнаты в
другую. Вот уже и работать предлагают только по часу в день. Из-за состояния
горла неделями не позволяют разговаривать. Поневоле Федор, подобно глухому
Бетховену, принужден прибегать к "разговорным тетрадям".
Эпилог
Но самое удивительное то, что три последних страдальческих года, проведенные в
нелюбимом Крыму, стали и самыми творческими в короткой жизни Федора Васильева.
Зимой 1873-го, ставшего для художника последним, Васильев извещает Третьякова,
что начал до десятка картин. Так уж он привык - работать сразу над несколькими
вещами, переходя от холста к холсту. Поневоле онемевший, заключенный в четырех
стенах своей мастерской, он остро помнит все запахи, все краски широкого
вольного мира, все более ему недоступного. Посылая в столицу
картину-воспоминание "Мокрый луг", в котором одних зеленых тонов чуть не дюжина,
Васильев пламенно заверяет Крамского: "Не думайте, что это настоящее, - нет,
настоящее-то впереди, а это только приготовления".
Между тем "Мокрый луг" - единственный достойный
ее.
Потрясенный Крамской сокрушенно каялся Репину в Париж: "Милый мальчик! Мы не
вполне узнали, Что он носил в себе".
Он же устроил посмертную выставку Васильева в Петербурге. И - случай небывалый!
- все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были
распроданы с выставки еще до ее открытия. Павел Третьяков сразу купил 18 картин,
а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников.
Прав оказался художник Николай Ге, сказавший о Васильеве: "Он открыл нам небо".
Свет васильевских небес был дружно подхвачен, и лучи его озарили творчество
самых разных собратьев.
Таинственная, как в пушкинской "Русалке", "Заброшенная мельница" пробудила
особую любовь к заросшим прудам и задумчивым водоемам у Левитана и Серова, а
позднее - у Борисова-Мусатова. Изящный ливадийский "Фонтан" Васильева и его
романтический Петербург стоят у начала пейзажных изысков утонченных художников "Мира
искусства" и "Голубой розы". С ними поэзия васильевской изысканной простоты
вошла в ХХ столетие. И, как непреходящая молодость "юноши-мастера", живительным
озоном встречает нас на пороге ХХI века.
Ольга ПЕТРОЧУК
НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ